Лошадь тяжеловоз: названия пород, их описание и характеристика, где применяют

Русский тяжеловоз: племенная работа

Происхождение Урал
Масть Чаще рыжая и рыже — чалая
Рост в холке от 146 до 150 см
Экстерьер Удлиненный корпус, коротковатые ноги,
Использование В сельскохозяйственных целях, для перевоза тяжелого груза и реже езды верхом

Русский тяжеловоз относится к породе тяжелоупряжных лошадей. Чаще всего применяются для перевоза большого груза. И хоть и не является самой крупной лошадью в мире, но обладает достаточной силой и выдержкой. Отличается замечательной работоспособностью и долголетием, а также довольно высокой плодовитостью. В отличие от многих лошадей, абсолютно не требовательны к условиям жизни, Русские тяжеловозы отлично подстраиваются под условия русского климата.

Происхождение

Родиной Русского тяжеловозного коня является Урал и работы по выводу породы были довольно непростыми. Во время селекционных работ использовались — Бельгийские тяжеловозы и русские упряжные породы.

Также неоднократно приливались крови Орловских рысаков, Першеронов, Брабансонов и даже Арабских чистокровных скакунов.

Основной целью было вывести скакуна с силой на достаточном уровне, неприхотливого и обладающего резвостью, чтобы он мог свободно шагать и бегать рысью.

Характер

Лошадки породы Русский тяжеловоз отличаются абсолютно спокойным характером и добродушностью. Они умны и уравновешены. Благодаря этому легко идут на контакт с людьми и отлично служат им.

Советский тяжеловоз официально задокументирован в 1952 году. Его вывели сотрудники Починковского конного завода № 23 (Россия). Для получения породы использовались Битюги, Ардены, Першероны, Брабансоны, Английские суффольки. В итоге советские селекционеры получили рабочую лошадь с такими характеристиками:

  • высота в холке — 1,6–1,7 м;
  • масса — 0,7–1 т;
  • голова — средней величины;
  • шея — недлинная, с хорошо просматриваемыми мускулами;
  • грудной отдел — широкий, с округлыми рёбрами, с отчётливо видимыми мускулами;
  • спина — широкая, в меру мягкая, с прямой широкой поясницей;
  • конечности — средние по длине, отличаются крепостью и сухостью;
  • хвост — несильно обросший;
  • грива — отличается густотой;
  • масть — рыжая, рыже-чалая (основные), гнедая, гнедо-чалая;
  • характер — выдержанный.

Достоинства:

  • высокая скороспелость;
  • способность употреблять дешёвые корма;
  • высокая молочность у кобыл.

Рост лошади — 150-153 см.

Масть — рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.

Экстерьер — самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.

Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях.

Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах.

На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения.

Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей.

А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества.

В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

Лошадь тяжеловоз: названия пород, их описание и характеристика, где применяют

О племенной работе с русским тяжеловозом

Русская тяжеловозная порода лошадей получена в результате систематического подбора и отбора низкорослых, но массивных жеребцов и кобыл арденской породы.

При хорошем развитии корпуса и достаточно гармоничном телосложении у лошадей этой породы часто встречаются присущие выводным предкам экстерьерные недостатки. Основные из них — мягкая спина, короткий, свислый круп, запавшее запястье, саблистость.

Кобыла Боевая, русский тяжеловоз

Жеребец Колодник, русский тяжеловоз

К ценным хозяйственно полезным признакам этой породы следует отнести подвижность, длинный продуктивный шаг и свободную рысь, неприхотливость к кормам и способность держать тело при удовлетворительном кормлении, добронравность, достаточную силу, в соответствии с типом лошади, высокую плодовитость, выносливость и приспособленность к различным климатическим и хозяйственным условиям.

Описание пород лошадей тяжеловозов

По данным Института коневодства, полученным в 1951 г., рекорды максимальной грузоподъемности повышаются по мере повышения кровности русского тяжеловоза.

Характеристика хозяйственно полезных качеств русского тяжеловоза и анализ его происхождения показывают, что эта порода отличается по своим качествам как от выводных арденов, так и от других тяжеловозных пород. Новый тип русского тяжеловоза отвечает современным требованиям многих краев, областей и республик РФ, в связи с чем и получил широкое распространение.

Историческая справка

Впервые лошади тяжеловозных пород появились более 200 лет назад на территории современной Западной Европы в результате скрещивания бельгийских брабансонов с местными породами, такими как ардены, битюги и першероны. Эти кони хоть и имели отличные рабочие качества, однако не отличались привлекательным экстерьером.

В конце XIX века селекционные работы над породой начались в России, когда тяжеловозов стали массово завозить на территорию государства. Первые удачные результаты выведения были представлены в 1900 году в рамках Парижской выставки: мир увидел усовершенствованную «модель» породы арден — жеребца по имени Каравай, получившего золотую медаль.

После этого селекционные работы продолжились и были направлены на создание сильного, мощного, выносливого коня, отличающегося приятной внешностью. И новая порода с требуемыми характеристиками появилась в 1937 году. Спустя 15 лет, в 1952 году, она была официально зарегистрирована под названием «советский тяжеловоз».

Важно! В редких случаях у коней данной породы может встречаться косолапость, однако на рабочие характеристики данный эффект не оказывает негативного влияния.

Создание тяжелоупряжной лошади необходимо было на рубеже XIX и XX веков. Нельзя было развивать агропромышленное производство без выносливых, способных перевозить тяжелые грузы лошадок. Пришлось использовать для разведения собственной породы гены завезенных из Франции першеронов, английских шайров и шотландских клейдесдалей. Рабочие жеребцы клейдесдальской породы, обладавшие силой и быстрым шагом, чаще всего использовались для создания тяжеловозов.

Путем скрещивания с местными владимирскими кобылками получили нужную породу лошади. Но ушло на выведение чистопородных жеребцов несколько десятков лет.

Лошадь тяжеловоз: названия пород, их описание и характеристика, где применяют

Первые представители породы выведены более 100 лет тому назад на Урале путём скрещивания местных особей с Арденской лошадью, родом из Франции и Бельгии. Селекционная работа велась на закрепление следующих признаков:

  • сухая конституция;
  • подвижность;
  • сила.

В 1952 году, следуя постановлению Министерства сельского хозяйства СССР, породе присвоено нынешнее название — русский тяжеловоз.

Применение

Помимо основного предназначения – тягловых видов работ, тяжеловозы прекрасно используются в других областях, где достигают успеха. Так как экстерьер их высококлассный, то они выступают как улучшители пород. Их скрещивают с другими видами лошадей и для получения мясных особей, которые обгоняют своих соплеменников по массе почти на 70 кг.

Мясное направление развито так же, как и молочное. Тяжеловозами в основном занимаются во ВНИИ конного заводства, где имеется ферма кумыса. Как мы уже писали выше, лактационный период позволяет получать очень большое количество молока. Считается, что кумыс намного качественнее и по своим свойствам более подходит для замены грудного вскармливания. На его основе производятся очень популярные и легко усвояемые смеси, детское питание, творог, йогурты. Это придает тяжеловозам особую ценность.

Хорош тяжеловоз на испытательных мероприятиях, очень часто именно этой породе принадлежит обновление рекордов. Они способны везти тяжесть порядка 26 тонн – этот максимум поражает воображение. Кроме того, конь способен преодолевать двухкилометровые расстояния с полуторатонным грузом за 5 минут.

До развития малой механизации на селе русских тяжелоупряжных коней успешно привлекали к сельскохозяйственным работам (вспашке, боронованию, сенокосу) и перевозке грузов. На крупных молочных фермах было экономически оправдано использовать лошадей на подвозе кормов и воды, уборке навоза. Благодаря покладистому характеру кони быстро обучаются работе и не доставляют хлопот.

Тяжеловозы отличаются хорошими мясными качествами. Жеребцов этой породы используют для скрещивания с беспородными или малоценными породными (якутскими) кобылами для получения поместного крупного молодняка.

Кобылиц доят, из молока производят ценный кисломолочный напиток — кумыс.

В конном туризме и прокате небольшие крепкие и покладистые лошадки неизменно пользуются спросом для катания детей и начинающих конников.

Экстерьер

В процессе многолетней селекции советский тяжеловоз сформировал свои уникальные экстерьерные качества и характер. Данные лошади относятся к невысоким тяжеловозам, но среди других коней такого типа являются наиболее крупными.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Огурец Амур: описание сорта, выращивание и уход с фото

Внешний вид

Масть Рыжая или бурая, в редких случаях можно встретить гнедых представителей, рыже-чалых или вороных
Туловище Мускулистое, сильное, немного удлинённой формы
Голова Средних размеров, с широким лбом, широкими ноздрями, мясистыми щеками и маленькими стоячими ушами, сухая
Шея Сильная и мощная, короткая, обладает красивым изгибом
Спина Ровная, мускулистая, прямая, довольно мягкая, с широкой поясницей и небольшим прогибом
Круп Раздвоенный, немного вислый
Грудь Широкая, мощная, обладает бочкообразной формой
Конечности Крепкие, костистые, слегка коротковатые, умеренно обросшие. Копыта крепкие, отличаются правильной формой
Хвост и грива Пышные, объёмные, густые, средней длины

Существуют 2 подвида советских тяжеловозных коней — Мордовского и Починковского конезавода. Первые отличаются компактными габаритами, в то время как вторые имеют довольно удлинённое, очень массивное туловище.

Характер

Животные советской породы обладают довольно мирным, спокойным, покладистым, уравновешенным нравом, и одновременно с этим достаточно энергичны, активны. Они редко проявляют агрессию, не брыкаются, могут ответить грубостью только на аналогичное поведение по отношению к ним.

При «общении» с лошадьми необходимо держаться спокойно и уверенно, не повышать голос при подаче команд и, тем более, не кричать. Благодаря своему миролюбивому нраву эти тяжеловозы легко привыкают к хозяину, быстро адаптируются к новой обстановке и условиям содержания. Способны работать как под седлом, так и в упряжке.

Знаете ли вы? Тяговые качества одного тяжеловозного коня можно сопоставить с мощностью трактора Т-40 АМ. Благодаря таким свойствам этих лошадей применяют для работы вместе с транспортом в сельском хозяйстве.

Основными функциями лошадей тяжеловозных пород являются транспортировка грузов и осуществление определённых с/х работ. Впрочем, сфера применения советских «тяжей» на этом не исчерпывается, ведь их используют и для таких целей:

  1. В качестве ездовых лошадей в туристической сфере и для проведения учебных занятий по конным наездам.
  2. Для упряжки экипажей.
  3. Для производства молока. В среднем кобылы этой породы в год способны давать около 2700 л молока. Существуют даже рекордсмены, годовой удой которых составляет свыше 4000 л молока.
  4. Для усовершенствования качеств местных непородистых коней. В некоторых районах тяжеловозов скрещивают с лошадьми местного типа для получения мясных гибридов, отличающихся высокой продуктивностью.

Как и другие кони, представители тяжеловозной советской породы имеют ряд достоинств и недостатков.

  • Плюсы тяжеловозной советской породы:
  • отличная адаптация к условиям внешней среды, а также возможность разводить животных в регионах и с тёплым, и с холодным климатом;
  • спокойный, уравновешенный нрав;
  • неприхотливость к питанию и к условиям содержания;
  • высокие качества выносливости и грузоподъёмности;
  • сохранение работоспособности на протяжении довольно длительного времени — около 25 лет;
  • продуктивное долголетие — некоторые кобылы способны производить малышей после достижения 20-летнего возраста, а жеребцов-производителей можно использовать до 25 лет;
  • высокие показатели продуктивности молока;
  • быстрый рост и интенсивность развития жеребят;
  • универсальность в использовании коней.

Существенных недостатков порода лишена. Как уже упоминалось выше, у некоторых представителей могут встречаться косолапость и саблистость конечностей, которые, впрочем, не влияют на рабочие качества животного.

Важно! Несмотря на отсутствие недостатков, селекционные работы по усовершенствованию породы ведутся по сегодняшний день. Основной акцент ныне уделяется выведению представителей укрупнённого вида с высотой в холке более 155 см.

Эта порода одна из самых легко узнаваемых, ее просто отличить от других лошадей. Животные отличаются крепостью сложения, конечностями с ярко выраженной мускулатурой, низковатым передом, высотой до полутора метров. Имеется челка, умеренно густая волосистая часть. Масть, как правило, рыжеватая, с некоторой чалостью, реже гнедая. Весят взрослые особи в среднем 700 кг. Что касается экстерьера, отмечаются следующие характеристики:

  • профиль прямого типа, голова сухопарая с широковатым лбом, легкая;
  • небольшие по размеру уши стоячего типа;
  • шея не слишком длинная, крепкая, с отличным развитием гребневой зоны;
  • спина широкого типа, не очень длинная, с хорошо развитыми мускулами, не жесткая;
  • грудная часть глубокая и широкая;
  • ноги не очень длинные, с наростом волос, крепкие, стойкие, копыта устойчивые.

Определить чистопородного жеребца можно по нескольким параметрам. Конь владимирский тяжеловоз имеет характеристики, которыми его наградили местные лошади при скрещивании с зарубежным генетическим материалом. Ценится порода за крупные габариты. Нигде не найти такого массивного и в то же время энергичного коня.

Темперамент лошади

Владимирского тяжеловоза относят к одним из самых миролюбивых и добродушных животных. Кони чувствуют себя комфортно среди городской суеты и в деревенском уединении. Уравновешенность и спокойствие являются отличительными чертами их нрава. Породистых лошадок используют для поездок с детьми, к которым они относятся дружелюбно, ласково. Ребенок может подойти к лошади, погладить ее, покормить. При этом тяжеловоз будет вести себя спокойно.

Сильные и выносливые кони способны выполнять любую тяжелую работу, не проявляя строптивости. Они быстро привыкают к командам, беспрекословно их выполняют.

Внешний вид

Поражает в породе владимирский тяжеловоз внешность особей, имеющих:

  • высоту в холке от 170 сантиметров;
  • ширину в груди до 2 метров;
  • длину тела в 175 сантиметров;
  • массу от 700 килограмм до 1 тонны;
  • длинную мускулистую шею;
  • крупную черепную коробку;
  • правильно поставленные крепкие конечности.

У тяжелоупряжных лошадей густые грива и хвост, а шерсть гнедого или рыжего окраса, короткая. Характерной особенностью породы является наличие белых пушистых чулочек на ногах коней. Белые отметины встречаются на морде лошади, крупе, животе.

В породе владимирских тяжелоупряжных лошадей воплотились лучшие качества этого вида домашних животных. Крепость костей передних и задних конечностей, широких копыт, мощь грудной клетки позволяют выполнять лошадям трудную работу. За 5 минут тяжеловоз может провезти 1,5 тонны груза на расстояние в 2 километра. При этом конь не чувствует усталости, энергичен.

Многие «хладнокровные» лошади выглядят довольно-таки массивно, по сравнению с «теплокровными» породами лошадей. Их почти не используют в дисциплинах конного спорта, так как они не наделены гибкими движениями из-за коренастой конституции тела. Однако многих любителей лошадей в этих животных привлекают следующие характеристики:

  1. Мягкость аллюра. «Тяжики» не способны на быстрые движения, высокие прыжки и выполнение изящных элементов выездки. Однако поступь, шаг-рысь-галоп (карьер у «тяжиков» фактически невозможен из-за массы тела и толщины ног) очень удобна для всадника. Несмотря на то, что тяжеловозы высоки и крупны, ездить на них удобно. Их тело при движении не способно подниматься высоко над землей, следовательно, тряска в седле никогда не будет сильной.
  2. Габариты. Тяжеловоз, как и многие другие породы, имеет своих родоначальников. В Средние века, преимущественно в европейских странах, предки тяжеловозов считались в большинстве своем рыцарскими конями, и лишь потом — тяжелоупряжными фермерскими. В далекие феодальные времена этих крупных коней называли «дестриэ» (dextarius), что в переводе с латинского означает «правосторонний». Возможно, такое название тяжелый лошадиный гигант получил, потому что с правой стороны воина, который восседал на коне, сопровождал его личный оруженосец.

Вес тяжелой лошади той эпохи варьировался от 800 кг до 1000 кг, а иногда и более. Рост же был от 170 см до 200 см, что в соответствии с весом составлял портрет очень крупной, тяжелой лошади, не способной на быстрый аллюр. Несмотря на то, что такой представитель непарнокопытного обладал не дюжей мощью и мог тащить на себе тяжелый груз доспехов и оружия рыцаря (в том числе и самого рыцаря, а иногда и даму «сердца» в придачу), ему не всегда хватало выносливости на длительных дистанциях. Он быстро выдыхался.

  1. Вид мощного коня вызывает даже у равнодушного к семейству лошадей наблюдателя как минимум уважение. Если же какое-то время пообщаться с «тяжиком», то их спокойствие, миролюбие и очарование может покорить. Ведь многие эти кони имеют добродушный и покладистый характер. Они отлично ладят не только с взрослыми людьми, но и с детьми, и даже с другими животными. По мнению многих заводчиков, практикующих разведение этих пород лошадей, следует отметить, что среди них не так много агрессоров и бунтарей в общении с человеком, невзирая на их существенные размеры.
  2. Приоритетом при проведении племенных работ по разведению тяжеловозов является улучшение их генетики (наследственных качеств), которые позволяют потомкам «тяжиков» приобретать такие качества, как высокая грузоподъемность, приспособляемость к суровым климатическим условиям и неприхотливость в уходе и рационе.

Лошадь тяжеловоз: названия пород, их описание и характеристика, где применяют

Качество экстерьера у тяжеловесов стоит на втором месте после силовых качеств, так как в большинстве стран (особенно в России) их разводят преимущественно для сельских работ, и только лишь потом — для специализированных зрелищных соревнований. Также в России «хладнокровный» конь нередко пользуется популярностью у любителей верховой езды.

Плюсы и минусы породы

Признаны во всем мире достоинства тяжелоупряжной владимирской лошадки. Животные сочетают в себе универсальные качества, связанные с:

  • максимальной выносливостью, силой;
  • спокойным, покладистым характером;
  • высокой работоспособностью;
  • длительностью эксплуатации особей.

Несмотря на крупные габариты, смотрится лошадь как красивая, изящная особь. При этом ход коня быстрый и легкий. Он может соперничать в беге со скаковыми породами. Из недостатков тяжеловоза выделяют то, что у него мягкая спина в результате неглубокого прогиба корпуса. Плоские ребра не дают лошади при работе максимально использовать легкие.

Содержание в домашних условиях

Один из самых больших плюсов, который определяет ценность данной породы – отличная способность к размножению, длительный срок активной жизни. Производители могут быть использованы для размножения вплоть до достижения 25-летия. Если условия хорошо организованы, то процент выхода жеребят составляет более 90. Очень высокие показатели и молочных свойств самок-матерей, около 3 тысяч литров за период выкармливания.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Мед при простуде лучшие рецепты для лечения простуды

Еще одно положительное качество – скорое созревание особей. В 3 года они уже способны производить потомство, но даже после полутора лет практически неотличимы от взрослых по внешнему виду, росту и массе. Эти особенности дают возможности довольно рано их использовать в качестве работников. Помимо всего сказанного, тяжеловесы не слишком прихотливы в уходе, не привередливы в пище, им достаточно самых скромных условий. Они едят траву, сено, солому, концентраты.

Качества лошадей улучшаются, если для них организованы соответствующие условия содержания. Коннозаводчики отдают предпочтение владимирским лошадкам, ценя в них универсальность, неприхотливость в уходе, способность адаптироваться к любым условиям существования.

Конюшня

Строят помещения для лошадей в виде денника, где каждая особь имеет отдельную жилплощадь. Но минусом постройки является отсутствие общения с другими лошадьми. Стойла, где может размещаться все поголовье тяжеловозов, дают животным возможность общаться друг с другом. Но в общем помещении легко заразиться инфекцией, да и правила санитарии соблюдать труднее.

При устройстве конюшни соблюдают норму, оставляя для каждого коня 5 квадратных метров помещения. В содержании породы большую роль играет освещение денника, регулярное проветривание. Стены строят из дерева, а пол лучше бетонированный. Но должен быть сток для уборки лишней жидкости. Застилают пол опилками, прикрывая сверху соломой или сеном.

Русский тяжеловоз собрал лучшие качества тяжелоупряжных

Ухаживать за тяжеловозами надо регулярно. Сюда входят гигиенические процедуры, профилактические осмотры состояния копыт, шерсти, зубов. Раз в полгода нужно вызывать ветеринара, дабы он обследовал на предмет возникновения патологических проблем. В конюшне проводят ежедневные уборки, в которые включают:

  • очистку помещения от навоза и вывоз его за территорию конюшни;
  • отделение мокрой подстилки вилами и замену ее на чистую, сухую;
  • чистку и мытье кормушек и поилок;
  • присыпку пола сухими опилками.

Перед началом уборки конюшни животных выводят на чистый воздух. Помещение надо проветрить перед тем, как запустить туда лошадей. При этом не забывают о контроле температуры воздуха.

Гигиена

Здоровье тяжеловозной породы зависит от чистоты шерсти, копыт животного. Необходимо ежедневно расчесывать гриву коня, хвост. Используют для процедур специальную расческу, двигая по ходу роста волос. Поможет устранить спутанность сбрызгивание специальным спреем.

Ежедневно ноги лошадей моют теплой водой, а все туловище — 1 раз в 7 дней. Крючком вытаскивают из копыт застрявшие там камешки, грязь. Копыта осматривают, выявляя трещины, ранки, обрабатывая их мазью или дезинфицирующими растворами. Влияет на самочувствие любимца и состояние зубов. Их надо своевременно лечить.

Корм и вода

Для взрослых коней тяжеловозной владимирской породы нужно заготавливать и давать ежедневно овес (ведро), 15-18 килограмм сена, отрубей – до 2 килограмм, моркови — 5. В рационе породистых лошадей должны быть фрукты, овощи. В конюшне постоянно обновляются брикеты соли.

Питание организовывают 3 раза, а рабочим лошадкам – через каждые 2 часа. К сену животным доступ не закрывают. Постоянное жевание сухой травы способствует предотвращению развития язвы желудка. Нельзя оставлять тяжеловозов без воды. В поилки наливают чистую воду, чтобы перед кормлением кони могли вдоволь напиться.

Тяжеловозы славятся своей неприхотливостью.

Виды пород тяжеловозов

Вот несколько рекомендаций по их содержанию и кормлению:

  1. Содержать коней нужно в денниках размерами 3,5 на 3,5 м из расчёта на 1 особь и высотой потолка 3 м.
  2. Нужно следить за тем, чтобы в денниках не было сквозняков, но обязательно работала хорошая вентиляция.
  3. На полу денника должна быть подстилка слоем 15 см.
  4. На стенах, на уровне 60 см, нужно оборудовать кормушки и поилку из природных материалов.
  5. Зимой в деннике должно поддерживаться 16-часовое освещение.
  6. Подстилка, кормушки и поилки должны очищаться ежедневно.
  7. Большую часть времени кони должны проводить на прогулке, на пастбище. Так они будут поддерживать на должном уровне свою мускулатуру.
  8. После работы обязателен тёплый душ, кроме зимнего периода. Зимой достаточно будет лишь чистить и расчёсывать шерсть, копыта.
  9. Необходимы регулярные осмотры ветеринара — 3–4 раза в год.
  10. Крупное телосложение накладывает отпечаток на особенности кормления. Основу меню должны составлять свежая трава летом и сено зимой. Также в нём обязательно должны присутствовать зерновые культуры, корнеплоды, овощи, витаминно-минеральные добавки.
  11. Вода в поилках должна быть тёплой — температурой не ниже 20 градусов.

Итак, мы рассмотрели лучшие тяжеловозные породы лошадей. У всех из них есть несколько схожих черт: крупное, массивное тело, выносливость, крепкий иммунитет, высокая работоспособность, добрый, покладистый характер, уравновешенная нервная система, неприхотливость в уходе.

Важно!Концентрированные корма в питании тяжеловозных коней должны составлять 25% от всего корма, сочные — 35%, грубые — 40%.

Сегодня их уже не так часто применяют для транспортировки грузов, а больше используют в фермерском хозяйстве, туризме, конном спорте, для организации досуга, при селекции других пород, для получения мяса и молока, в иппотерапии.

Условия в конюшне

Содержание лошадей осуществляется в соответствии с такими нормами и правилами:

  1. Лошадей содержат в так называемых денниках. Размер на одну особь — 3,5х3,5 м, не меньше. Высота потолка — около трёх метров. Противопоказаны сквозняки, поэтому не должно быть никаких щелей в помещении, обязательно наличие вентиляции для постоянного доступа свежего воздуха.
  2. В качестве подстилки используют солому или опилки, она настилается не менее 15 сантиметров высотой.
  3. Кормушки и поилки располагают с обратной стороны ограждения на высоте примерно 60 см, они должны быть сделаны из натурального не токсичного материала глубиной до 30 см, чтобы корм не рассыпался.
  4. Научно обосновано 16-часовое освещение, яркостью около 150–200 люкс, зимой подобный метод устраняет свойственную лошадям зимнюю вялость.
  5. Возле закрытого помещения должен быть загон для выгула.

Узнайте, как правильно запрягать лошадей.

Итак, советские тяжеловозы легко адаптируются к условиям окружающей среды и довольно неприхотливы в содержании. Однако для полноценного развития и высокой работоспособности этим лошадям необходимо обеспечить комфортные условия и должный уход.

Конюшня

Советских тяжеловозных лошадей, как правило, содержат в специально обустроенных конюшнях, которые должны отвечать следующим требованиям:

  1. Минимальный размер денника: 3,5×3,5 м, не меньше 4 кв. м, высота потолка не менее 3 м.
  2. Напольное покрытие: пол рекомендуется организовать бетонный, глинобитный или цементный. В последнем случае необходимо дополнительно установить настил из древесины толщиной до 5 см.
  3. Настил: в качестве настила лучше применять солому, опилки, торф, опилочно-торфяную смесь.
  4. Вентиляция: наличие вентиляции в конюшне является обязательным условием содержания животных. Самой практичной и выгодной считается приточно-вытяжная система. Однако при этом нужно следить за тем, чтобы в помещении отсутствовали сквозняки, поскольку они негативно влияют на общее самочувствие лошадей.
  5. Освещение: тяжеловозам необходимо обеспечить 16-часовое освещение, и для этого устанавливают дополнительные источники света с интенсивностью 160–200 люкс.
  6. Поилки и кормушки: посуда для кормления и питья должны быть изготовлена из безвредных, нетоксичных материалов, например, пластика, ПВХ, нержавеющей стали, алюминия. В качестве поилки подойдёт обычное питьевое ведро из пищевого пластика или специально изготовленная автопоилка. Кормушки следует монтировать на высоте 70–80 см от пола, а ведро с водой устанавливать непосредственно на пол.

Лошади способны прекрасно переносить морозы и могут содержаться в помещениях без отопления. Их основными врагами считаются сквозняки, повышенная влажность воздуха и долгое пребывание под прямыми солнечными лучами. Жару эти кони переносят хуже, нежели морозы, поэтому в знойный период нуждаются в дополнительном купании, обливании водой и т. п.

Знаете ли вы? Даже самый «мелкий» представитель советской тяжеловозной лошади способен без особых усилий сдвинуть с места груз весом около 15 000 кг. Рекордсменом по протянутому весу является жеребец по имени Форс, который в 1957 году в Тамбове смог протянуть на расстояние 23 м груз в 23 000 кг.

Ежедневного ухода требуют копыта лошади, её зубы и шерсть. Следует каждое утро или вечер очищать шерстяной покров животного, расчёсывать гриву и хвост, вычесывать из них инородные предметы и грязь — в противном случае могут завестись паразиты.

Рекомендуется проводить визуальный осмотр копыт на наличие инородных тел, к примеру, камешков, сучков, ракушек. Также нужно очищать ноздри лошади от разного рода мусора, осматривать ротовую полость и зубы на предмет механических повреждений.

Неприятный запах изо рта должен насторожить коневода, поскольку может свидетельствовать о развитии воспалительных процессов. Зубная эмаль должна быть целостной, без сколов и трещин, дёсна — розовые, без кровоподтёков.

Новоалександровский

Эта порода — дело рук украинских коневодов, занимавшихся усовершенствованием русских тяжеловозов. Утверждена в 1948 году. В ней смешаны гены Арденов, Брабансонов, Першеронов. Описание экстерьера породы:

  • высота в холке — 1,48–1,49 м;
  • масса — 0,56–0,59 т;
  • голова — облегчённая с удлинённой мордой и горбатым профилем;
  • шея — укороченная, широкая, массивная;
  • спина — массивная;
  • конечности — недлинные, сильные, отличаются сухостью, правильно поставлены;
  • хвост — пышный, волнистый;
  • грива — кудрявая;
  • масть — саврасая, вороная, чалая, бурая, с белыми пятнами на морде и конечностях;
  • характер — уравновешенный, энергичный.

Достоинства:

  • тяговая мощность;
  • крепкая иммунная система;
  • отличная плодовитость;
  • отличные молочные показатели.

Недостаток — разборчивость в кормах.

Особенности разведения

Корм и вода

Коннозаводчики занимаются разведением тяжеловозной породы, чтобы использовать лошадь как тягловую силу. Конь не годится для получения мяса. Молоко можно получить от кобылиц, но для этого их держат на специальном откорме.

Высока плодовитость породистых кобылиц. Красота экстерьера лошадей привлекает внимание к владимирскому тяжеловозу. Эти лошади редко используются по прямому назначению. Создано много машин для перевозки тяжелых грузов, поэтому в услугах тяжелоупряжного животного не нуждаются. Но селекция породы продолжается. Красивых лошадок используют в туристическом бизнесе.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Порода кур Минорка: описание и характеристики, правила содержания и ухода

Селекционеры на протяжении десятилетий работали над созданием и улучшением характеристик породы русский тяжеловоз. Чтобы сохранить её признаки, разведение этих животных происходит по основным наработанным линиям, внутри племени. Владельцы породистых жеребцов и кобыл придерживаются этих принципов, чтобы полученное потомство не утратило ценные черты и качества.

Кобылы этой породы скороспелые. Уже в возрасте 3 лет их рост прекращается, они готовы к воспроизводству и работе. Для племенного разведения их используют 24-25 лет. Новорождённый жеребёнок появляется на свет довольно крупным – 230-240 кг. Потомство быстро растёт благодаря высокой молочности самок.

Условия в конюшне

Рабочая скотина была выведена для промышленного и сельского хозяйства, где нужна была сила и выносливость, а не резвость и скорость. Эти животные отличаются огромными частями тела, развитой мускулатурой, крепким телосложением и массивностью. Вес хорошего жеребца может достигать более тысячи килограмм.

Это красивые кони-тягачи, предназначенные для перевозки различных грузов и работы с плугом. Они грациозны, подвижны и сильны. В содержании довольно прихотливы, поскольку требуют ежедневного ухода и отменного питания.

Отличительными особенностями Шотландцев являются светлые пятна на голове и белые щетки. При этом неважно какой окрас у животного.

Особенности экстерьера:

  • Породы лошадей в Россиигнедая, рыжая, вороная или чалая масть;
  • мускулистая и сильная короткая спина;
  • короткая шея с хорошо выраженным гребнем;
  • крупная голова с длинными ушами, выразительными глазами и горбоносым профилем;
  • сильные длинные ноги;
  • большие копыта, размер которых в два раза превышает копыта верховых коней.

Лошадь имеет средний рост, за счет чего у нее хорошо развитая и довольно сильная костная система.

Характеристика пород лошадей тяжеловозов

Вид выведен совсем недавно, но уже приобрел мировую популярность. Средние размеры Шотландцев положительно сказываются на ездовых показателях, поэтому их часто используют в спортивных соревнованиях.

Самые массивные и могучие грузовые лошади, высота в холке которых может превышать 190 см. Эти английские кони древней породы сегодня очень популярны. У них много уникальных характеристик и качеств, и поражающий своим великолепием внешний вид:

  • сильная короткая и широкая спина;
  • длинный круп;
  • мощные мускулистые ноги;
  • крупные копыта;
  • большие щетки на конечностях;
  • широколобая массивная голова;
  • пышный хвост и грива;
  • заостренные уши;
  • серая и караковая масть, может встречаться вороная, гнедая.

Рекордсмен породы весил полторы тысячи килограмм и был ростом в холке 219 см. Шайры очень выносливы и способны на несколько десятков километров передвигать большие грузы. Они хорошо обучаются командам и беспрекословно их выполняют. Кони этой породы дружелюбны к людям и другим животным.

Порода была выведена в XIX веке и использовалась для скрещивания и получения многих тяжеловесных пород. Эти сравнительно небольшие животные с ростом в холке до 155 см отличаются выносливостью, поскольку выводились в горной местности. Особенности внешнего вида:

  • Характер лошадей тяжеловозоввытянутый и широкий круп;
  • мускулистое туловище;
  • мощное и крепкое телосложение;
  • высоко посаженный хвост;
  • средних размеров жесткая грива.

Конюшня

История и развитие

Существует несколько разновидностей отечественных и зарубежных пород.

Российские породы

На сегодняшний день известны 3 породы российских коней:

  • советский;
  • русский;
  • владимирский.

Рейтинг:1 974

Несмотря на своё название, порода лошади русский тяжеловоз имеет начало на Украине, что раньше было единым целым.

Русский тяжеловоз, немного уступает некоторым другим породам тяжелоупряжных, но всё равно является отличным помощником и выносливым работником в сельском хозяйстве. Эти лошадки очень рано взрослеют и не боятся ни холода, ни жары. Русский тяжеловоз неприхотлив в еде и не требует за собой какого-нибудь особенного ухода, поэтому затрат на него практически не требуется.

В середине XIX века в нашу страну были завезены европейские тяжеловозы-ардены. Несмотря на не слишком изящный внешний вид и скромный экстерьер они стали невероятно популярны. В начале XX века производством некрупных тяжеловозов занималось уже большинство конезаводов и хозяйств. При этом арденов смешивали с разными породами: брабансонскими, першеронскими, даже с орловским рысаком.

Все это привело к тому, что качество породы было существенно улучшено, она приобрела уже четкие очертания и стала завоевывать места на выставках не только в пределах страны, но и за границей. Смена государственного строя негативно сказалась на разведении лошадей в принципе, однако, через несколько лет конезаводы начали восстанавливаться. В середине XX века была официально зарегистрирована порода русский тяжеловоз, работа над которой продолжается до сих пор.

Борьба с болезнями

Владимирские тяжеловозы

Сильные и выносливые тяжеловозы редко болеют, однако у них возникают такие проблемы с кожей, как:

  1. Стригущий лишай. Патогенный грибок попадает в ранку на коже, а потом появляются проплешины, которые шелушатся и чешутся. Больную особь изолируют, обрабатывают пятна йодом. Необходимо проставить уколы, которые пропишет ветеринар.
  2. Чесотка. Один из симптомов заболевания — сильнейший зуд, который мучает коней. После расчесывания образуются ранки, язвочки. Они опасны, так как в них могут попасть патогенные микроорганизмы. Смазывают пораженные места раствором бензибензоата.
  3. Дерматит. Признаки болезни проявляются шелушением кожи, трещинами на ней, выпадением шерсти. Чаще всего дерматит является следствием аллергии на пыльцу, корм, химические средства.
  4. Мокрец. Бактерии грязевой лихорадки поражают животных в периоды влажного лета. Струпьями покрываются ноги коней, затем шелушащиеся участки переходят на живот. Лечить мокрец надо промыванием пораженных областей, смазыванием пятен вазелином, мазями. Помогут и антибиотики.

Предотвратить развитие болезней тяжеловоза можно соблюдением правил содержания лошадей.

Сфера деятельности

Использование владимирского тяжеловоза продолжается, хотя количество особей снизилось за последние годы. В подсобных личных хозяйствах нужна такая лошадка, заменяющая трактор. Она доставит радость и взрослым, и детям.

Возрос спрос на животных в туристическом бизнесе. В конном туризме с успехом применяют тяжеловозов. Лошади спокойны, дружелюбны, на них легко можно преодолеть подъемы и долгие переходы. В городских парках, на аттракционах нужны красивые лошадки. Их запрягают в кареты, где восседают пассажиры. Но по его прямому назначению владимирского тяжеловоза используют редко.

Бельгийский тяжеловоз (Брабансон)

Одна из древнейших пород европейских тяжеловозных коней, которую использовали ещё в Средние века. Её вывели в бельгийской провинции Брабант. Активно использовалась в рыцарских боях. В Бельгии эти кони считаются национальным наследием. Экстерьер бельгийских тяжеловозов можно описать следующим образом:

  • высота в холке — 1,6–1,7 м;
  • масса — 0,8–1 т;
  • голова — маленькая, с развитым широким лбом и горбинкой;
  • шея — укороченная, с выраженными мускулами, высоко поставленная;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной, широкая, большая, с округлыми рёбрами;
  • спина — укороченная, сильная;
  • конечности — недлинные, крепкие, отличаются сухостью, покрыты длинными тёмными волосами;
  • хвост — негустой, длинный;
  • грива — короткая;
  • масть — рыжая, золотисто-рыжая, редко — гнедая, белая;
  • характер — выдержанный, добрый, покладистый.

Достоинства:

  • быстрое развитие и созревание;
  • повышенная трудоспособность до старости;
  • выносливость;
  • крепкий иммунитет.

Хозяйственная ценность

Область применения породы – не только тягловые работы, хотя именно здесь русские тяжеловозы показывают прекрасные результаты. Благодаря отличным экстерьерным данным и другим рабочим характеристикам, их часто применяют в качестве улучшателей (например, для низкорослых северных лошадей).

Основное применение породы — работа в качестве тягловой силы.

При скрещивании русских «тяжей» со степными лошадями получают высокопродуктивные мясные гибриды, которые при табунном выращивании на 70 кг обходят своих местных сверстников по массе.

Ещё одно перспективное направление применения породы – молочное. ВНИИ коневодства на своей кумысной ферме получает от 3 до 4 тысяч литров за лактацию.

На испытаниях русские тяжеловозы бьют все рекорды. Дистанцию 2 км с возом сена 1,5 тонны эти кони преодолевают за 5 минут. Максимальная сила тяги русского тяжа поразительна – 26 тонн.

Характерные черты

Русские ардены отличаются рядом положительных характерных черт темперамента. Они спокойны, не злобны, не агрессивны, покладисты, уравновешены. К людям относятся с добротой, верные и преданные по натуре. Кроме того, они отлично ходят в упряжке, могут много и качественно трудиться, не боятся тяжелой работы. С точки зрения рабочей породы, русский тяжеловоз идеален. К этому можно смело добавить присущую их предкам способность быстро приспосабливаться и нормально переносить не слишком мягкий климат, новых хозяев, перемену мест.

Несмотря на вышесказанное, лошадь нельзя назвать флегматичной, она довольно резва, активна, энергична, любознательна. Практически единственная из всех тяжеловесных пород может пуститься галопом. Иногда может быть упрямой, но в целом это незаменимый помощник и друг. Русские тяжеловозы давно обошли своих предков по всем характеристикам, считаются самой габаритной разновидностью тяжеловесных лошадей. Их достоинства признаны на международных выставках.

Современное состояние

Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.

Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:

  • Коварный;
  • Рубин;
  • Поденщик;
  • Рубикон;
  • Капитэн;
  • Караул.
Оцените статью
Сад, дом, огород